РусалочкаСоюзмультфильм, 1968 г.
Мультипликационный фильм "Русалочка", созданный на студии
"Союзмультфильм", представляет собой уникальную экранизацию широко
известного андерсеновского сюжета. Ее уникальность не в особых
художественных достоинствах. Без сомнения, фильм этот великолепный
синтез анимационного, музыкального и драматического искусств. Однако
высокий художественный уровень скорее правило, чем исключение для
советской мультипликации. Надо сказать, что творение советских
мультипликаторов оказалось явно сильнее оригинала. Сила первого и
слабость последнего заключается в главном в концовке повествования,
здесь же и важнейшее сюжетное различие двух вариантов легенды. У
Андерсена главная героиня не уходит в небытие, она возрождается для
новой, духовной жизни: будучи изначально чисто материальным существом,
живущим 300 лет среди чудес морского царства, однако обреченного затем
превратиться в морскую пену (такова, по легенде, природа русалок),
Русалочка в награду за самопожертвование получает шанс обрести
бессмертие в христианском раю, став пока только духовной сущностью
причем у нее и подобных ей духовных сущностей есть только 300 лет,
чтобы заслужить рай "добрыми делами". Фильм завершается сразу после
гибели Русалочки, а ее бессмертие, заслуженное героическим поступком,
символически передается показом ее бронзового изваяния памятника,
который появляется на протяжении всей картины. В полном соответствии с
мифологическими канонами, в советском мультфильме акты
самопожертвования и воздаяния (пусть и выраженного символически)
совершаются в один и тот же миг, а бессмертие обретается подвигом, а не
"добрыми делами". Есть в мультфильме еще один важный элемент, которого
нет в тексте сказки. Это песня, которую поет Русалочка над лежащим без
сознания Принцем. В этой песне заключается ключевая символика, которая
полностью перечеркивает метафизику автора сказки. Песня, пение
естественная реализация главного достоинства Русалочки (даже по
Андерсену) ее чудесного, неземного голоса. Авторы мультфильма идут
дальше и делают этот дар духовной сутью главной героини. Обладание
даром создавать гармонию из звуков даром пения пения, наделенного
магической силой воскрешения делает Русалочку, в противоположность
сказке, чисто духовным, бессмертным, ангелоподобным существом, а
подводное царство, из которого она пришла, в этом свете представляется
символическим образом духовного мира. Советские мультипликаторы сумели
превратить чисто экзотерический материал в эзотерическую притчу,
насыщенную сакральными мотивами.
СКАЧАТЬ